Проблемы детского чтения и воспитания интереса к книге

   Консультация для родителей будущих первоклассников

   Проблемы детского чтения и воспитания интереса к книге, отдел обслуживания дошкольников и учащихся 1-4 классов, донецкая республиканская библиотека для детей, в библиотеке мероприятия для детей, работа с детьми в библиотеке, игры в библиотеке для детей, конкурсы в библиотеке для детей, обслуживание детей в библиотекеПроблема детского чтения существовала и существует по сей день. Решением этой проблемы занимаются  многие страны мира (Германия, Швеция, Колумбия, Россия и др.), которые заинтересованы, чтобы подрастающее поколение было грамотным, читающим. В этих странах существуют программы, направленные на воспитание интереса и любви к чтению. Государства выделяют средства на решение этой проблемы. По результатам социологических исследований на первом месте находится Финляндия. Не менее остро стоит данная проблема и в нашей стране.

Что же мешает ее решению?

  Многие специалисты и родители считают главной проблемой детского «нечтения» — нехватку времени: посещение школы, подготовка уроков, общение с друзьями, прогулки, телевизор, компьютер, а если прибавить еще и кружки, факультативы, секции.

Где же  взять время еще и читать?

  Вопрос не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями.

  Чтение, как и любовь, это просто образ жизни. Для интересной книги всегда найдется время.

  Умные родители всегда используют испытанный ход: «Почитай мне, пожалуйста, пока я шью, готовлю и т.д., а потом я почитаю тебе». Родители говорят о книгах, провожая ребенка в школу или встречая его, перед сном, то есть, используя для этого любую свободную минуту.

  Подспорьем родительскому влиянию является совместное посещение театров, музеев, библиотеки. Впечатления, полученные во время этих  посещений, нередко побуждают ребенка поближе познакомиться с творчеством писателя, соединить прочитанное с увиденным и услышанным во время экскурсии, просмотра спектакля.

  Специалисты утверждают, что самым сильным стимулом, подвигающим ребенка к книге, является эмоциональное потрясение, возникающее в результате сопереживания с героями книги и полностью захватывающие читателя.

  Это эмоциональное потрясение оставляет в душе читателя глубокий след и желание вновь и вновь испытать его. Так чтение включается в жизнь ребенка и становится для него внутренней необходимостью. Самое важное, что могут сделать родители, — записать ребенка в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать ее.

  Японская мудрость гласит: «Все что заложено в душу ребенка до трех лет останется с ним на всю жизнь». Поэтому родителям важно не упустить это время. Семья является первоосновой  духовного фундамента, а школа, библиотека, общество — это все вспомогательные институты.

  Воспитание не зависит от степени благосостояния и достатка семьи. Сейчас есть немало богатых семей, где море книг и строго следят, чтобы корешки не пылились, есть гувернантки, но это никоим образом не сказывается на воспитании ребенка. Детей из таких семей приводят гувернантка, водитель или охранник. Так вот, наемные люди защищают детей от обидчиков, в свою очередь в семье рады, что есть человек, который находит время поиграть, приласкать, сводить в библиотеку и почитать вместе с ним. Ребенок присмотрен, с ним общается живая душа. Но ребенку хочется, чтобы рядом с ним были любящие мама и папа, с которыми он мог и почитать и просто помолчать, пофантазировать. Самое главное — рядом с родителями.  И только все вместе семья, школа, библиотека помогут приобщить к чтению, привить любовь к нему.

   Учителя, воспитатели, родители, с которыми мы сотрудничаем, всегда в курсе поступления литературы в наш отдел. И учителя со стажем, и молодые идут в библиотеку подобрать литературу к уроку, для самообразования, к выступлению на родительском собрании, с просьбой оказать помощь в подготовке и проведении праздников:  прощание с детским садом, начальной школой, литературных встреч, новогодних и рождественских праздников и других мероприятий.

   Наверное, есть немало других причин, объясняющих любовь малышей к чуду, имя которому — детская книга. Ее тайна остается с человеком на всю жизнь. И в любом возрасте при встрече с книгой своего детства нас охватывает радостное, трепетное чувство при чтении.

   Мы — дети и взрослые — любим книгу! Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы у  взрослых память о детстве, откуда все мы  родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда.

   Позволю себе познакомить вас, уважаемые родители, с одним интересным документом, составленным Шведской академией детской литературы. Желающие могут найти его и на страницах периодических изданий, и в Интернете.

18 «зачем» нужны детские книжки:

Книга развивает наш язык и увеличивает запас слов. Она учит нас выражать наши мысли и понимать, что говорят и пишут другие.

Книга развивает наше мышление. Из книг мы учимся абстрактным понятиям, книги расширяют горизонты нашего мира.

Книга стимулирует фантазию и учит нас мыслить образами.

Из книг мы узнаем о других странах и о другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем на свете, что нас интересует.

Книга развивает нашу способность к сопереживанию. Мы учимся вживаться в положение других людей.

Книги придают нам силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют нас смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

Книги задают важные вопросы, над которыми стоит задуматься.

Книга учит нас этике. Она заставляет нас размышлять о добре и зле.

Книга объясняет жизнь и помогает нам увидеть связь одного явления с другим.

Из книг мы понимаем, что не на все вопросы есть однозначные ответы, что на любую проблему можно посмотреть с разных точек зрения. Книги показывают, что конфликты не обязательно решать путем насилия.

Книги помогают нам познать самих себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как мы.

Книги помогают нам понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на наши, мы лучше понимаем другие культуры и избавляемся от предрассудков.

Книги сокращают одиночество. Книгу можно взять с собой куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

Книги — это часть нашего культурного наследия. Они создают общие точки отсчета.

   Хорошую детскую книжку можно читать вслух на радость взрослым и детям. Она объединяет поколения.Детская книжка открывает нам путь в большую литературу — огромный мир на всю нашу жизнь. Пусть первая встреча с книгой станет незабываемым событием. Детская книжка обогащает культуру страны. Над книжкой работает множество людей: писатели, художники, издатели, редакторы, печатники, книготорговцы, библиотекари…  Детская книжка — это также важная часть культурного экспорта, которая приносит стране доходы и повышает ее престиж за рубежом.

   Часто родители спрашивают, как приобщить детей к чтению. Не нами придумано: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал, читайте тоже — читайте сами, читайте для детей, читайте вместе с детьми хорошие детские книжки!

  (Звонарева О. В., ведущий библиотекарь отдела обслуживания дошкольников и учащихся 1-4 классов)

Вам понравилось? Поделитесь статьей в социальных сетях!